Конференция: Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов
Дата проведения: 29–30 сентября 2022
В Москве 29-30 сентября состоялась XIII ежегодная конференция «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», организованная MAXConference.
Насущные проблемы отрасли, спровоцированные сложной геополитической обстановкой, санкционными запретами и ограничениями сбыта горно-металлургической продукции в европейские страны, а также высокие ставки на морские и железнодорожные перевозки грузов и возникшие инфраструктурные проблемы РЖД –были в эпицентре дискуссий и выступлений на мероприятии.
Ораторы отмечали, что экспортный потенциал отечественной металлургии сохраняется, но реализовать его в полной мере непросто из-за высокой конкуренции, в частности, с поставщиками стали из Китая, Индии. Вследствие наложенных на Россию санкций, которые коснулись сбыта в ЕС, грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику. Разворот железорудного сырья и металлов в сторону Азии интенсифицировал конкуренцию с углем за провозные способности Восточного полигона. По мнению угольных компаний, чтобы восстановить объемы перевозок в страны АТР, РЖД необходимо вернуть коэффициент на дальность, либо предоставить скидки на перевозку угля в порты Дальнего Востока.
Хотя спрос на перевозки в восточном направлении сейчас опережает скорость развития железнодорожной инфраструктуры, РЖД способна реализовать ряд мер, позволяющих задействовать технологические резервы и принимать к отправлению объемы грузов, которые превышают нормативную провозную способностью. К тому же продолжается модернизация БАМа и Транссиба. От этой реализации зависят экспортные планы отечественных металлургов, констатировали участники.
Эксперты были единодушны во мнении, что сейчас как никогда необходимо совместное партнерское взаимодействие всех игроков рынка железнодорожных перевозок горно-металлургических грузов в вопросах решения проблемы пропускной способности, а именно: маршрутизации, внедрения инновационных вагонов, планирования, приоритизации перевозок. «Чтобы не создавать пробки на подходах в порты, нужны скидки на менее загруженные маршруты, современные автоматизированные средства и технологии: где-то переход на другие виды транспорта, где-то использование обезличенного парка; а также государственное субсидирование перевозок», — комментировал представитель одной из компаний-участниц конференции.
Большое внимание на мероприятии было уделено развитию портовой инфраструктуры и морским перевозкам горно-металлургических грузов. О пропускных способностях железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна рассказал представитель Северо-Кавказской железной дороги. Анализ развития портовой инфраструктуры презентовали представители Морстойтехнологии, Росморпорта. О возможностях железнодорожных перевозок в направлении морских портов поведали эксперты FESCO, Северстали и ОТЭКО.
Традиционно завершающей темой конференции стала дискуссия о проблемах вагоностроителей. Позицию ведущих заводов представили крупнейшие изготовители вагонов: РМ Рейл и УралВагонЗавод-Транс. О трудностях, связанных с производством комплектующих, о новых специализированных вагонах, о требованиях к ремонту и эксплуатации подвижного состава и его качестве говорили все выступающие: Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД, ЕВРАЗ ТК и ЕВРАЗ, НПК ОВК, Первый промышленный оператор.
Мы надеемся, что в следующем году мы сможем снова встретиться и продолжить наш разговор о том, как отрасль пережила трудные времена, какие перспективы развития у нее и что делать, чтобы «черные лебеди больше не прилетали».