Мероприятия

Конференция: Железнодорожный грузовой транспорт: производство, эксплуатация, лизинг, ремонт

Дата проведения: 24 марта 2023

Вагоностроение и ремонт: реалии и прогнозы на конференции 24 марта

MAXConference провела в Москве ежегодную конференцию, посвященную проблемам вагоностроения и перевозки грузов. На мероприятии «Железнодорожный грузовой транспорт: производство, эксплуатация, лизинг, ремонт» участники рынков вагоностроения и вагоноремонта обсуждали, что ждет российский ж/д грузовой транспорт в ближайшие несколько лет.

Прологом дискуссий стали аналитические презентации исследователей индустрии. Заместитель директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук отметил, что производство вагонов за два месяца к двум месяцам прошлого года снизилось на 24%.

«Любопытно, что произошло снижение не только на полувагоны, но и на фитинговые платформы. “Хайп по фитинговым платформам прошёл”, — заметил Савчук.

Руководитель департамента маркетинга ООО «УК РМ Рейл» Георгий Зобов рассказал о производстве вагонов и контейнеров, заметив, в частности, что российское производство 40-футовых контейнеров заведомо неконкурентоспособно по сравнению, например с китайским, в случае отсутствия государственной поддержки.

В этом угоду, считает начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев, должны перейти объемы выпуска, которые не состоялись в прошлом: «По моим расчетам, порядка 20 тыс. вагонов не произвели ОВК и УВЗ – они плавно перенеслись на 2023–2024 гг.».

Впервые на отраслевой конференции выступил представитель нового вагоностроительного завода ООО «ЗСК «Кубань» — предприятия, начавшего работу на мощностях Армавирского машзавода.

По мнению выступающих, спрос на полувагоны в ближайшие три года составит до 70 тысяч единиц. Основным драйвером станет рост предстоящих списаний, а также увеличение оборота вагонов на фоне удлинения плеча перевозки. Спрос на цистерны для нефтепродуктов при этом остаётся высоким и в ближайшие три года будет на уровне 12–15 тысяч единиц.

Участники дискуссий обратили внимание на проблему доступности подшипников для инновационных полувагонов. Так, например, на инновационный парк приходится 45–47% отправок грузов в полувагонах по Восточному полигону. Если в январе 2022 года на полувагоны с тележкой 25 тс приходилось 47% вагоноотправок, то с уходом из России иностранных производителей кассетных подшипников в августе доля снизилась до 44%. Однако в январе 2023 года доля таких вагоноотправок вернулась к прежнему показателю в 47%.

По словам главы маркетинга ПАО «НПК ОВК» Игоря Сергиенко, для ускорения вывоза угля на восток РЖД планирует сосредоточить там максимальное количество инновационного подвижного состава. Также операторы предлагают давать приоритет в оформлении заявок на перевозку в таких вагонах по Восточному полигону и вернуть тарифные преференции.

«Если бы на Восточном полигоне эксплуатировался исключительно парк с нагрузкой 25 тс, то по итогам 2022 года было бы перевезено на 10 млн тонн грузов больше с приростом на 5%», — рассказал г-н Сергиенко.

Он также отметил, что экспорт продукции компании переориентируется на рынки стран Востока и Азии. Также в «Объединённой вагонной компании» следят за конкурентной средой, в ключевых сегментах разрабатываются новые продукты.

Не оставили без внимания участники конференции и вопросы регулирования количества вагонов на рынке. Исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Санковский затронул тему баланса парка грузовых вагонов и обсуждаемой сейчас новой методики расчёта требуемого парка вагонов.

Директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров в своём выступлении отметил, что рынок железнодорожного лизинга понёс небольшие потери по сравнению с другими отраслями, сократившись всего на 1% — до 244 млрд рублей.

Вторая часть конференции была посвящена вопросам ремонта ж/д грузового подвижного состава. Эксперты и докладчики круглого стола «Преобразования на рынке вагоноремонтных мощностей. Будущее вагоноремонтных компаний» обсуждали ценообразование на рынке вагоноремнота, доступность запчастей и комплектующих, качество и объемы ремонта грузовых вагонов.

Если вы хотите стать участником таких дискуссий или получить больше интересной информации, а также встретить новых коллег и партнеров — ждем вас в следующем году.